Driving license of foreign citizens

In the legal practice of companies with foreign workers, the question arises whether foreign citizens have the right to drive a company car, having only a

foreign driver's license. 

Clause 2 of Article 20 of the Federal Law of December 10, 1995 N 196-FL (as amended on 07/03/2016) “On Road Safety” (hereinafter referred to as Law No. 196-FL) states that legal entities and individual entrepreneurs are prohibited from:

allow drivers to drive vehicles who do not have Russian national driver's licenses confirming the right to drive vehicles of the respective categories and subcategories; in any form whatsoever to compel vehicle drivers to violate road safety requirements or to encourage for such violation.

For violation of this requirement, administrative liability is provided for officials in the form of a fine in the amount of 50,000 rubles. (Art. 12.32.1 of the Administrative Code of the Russian Federation).

On June 1, 2017, paragraph 13 of Article 25 of this law came into force, according to which driving is not allowed on the basis of foreign national or international driving permits in business and work activities directly related to driving.

It should be noted that the responsibility for violation of this requirement is provided for by part 1 of article 12.7 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 N 195-FL (as amended on April 17, 2017, as amended of May 23, 2017) - driving a vehicle a driver who does not have the right to drive a vehicle (except for a school ride) is an administrative fine in the amount of 5,000 to 15,000 rubles.

Thus, the above norms establish a ban on foreigners working as drivers for driving without Russian national driving permits, the first norm (clause 2 of Article 20 of Law N 196-FL) applies to employers, the second (clause 13 of Article 25 of Law N 196- FL) - in relation to foreign citizens themselves.

At the same time, the aforementioned clauses in this wording were introduced by Federal Law No. 92-FL of 07.05.2013 “On Amendments to the Federal Law“ On Road Traffic Safety ”and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation”, the explanatory note to which is indicated that the law was adopted in order to establish a ban on engaging persons who do not have driving licenses of the relevant categories issued in the Russian Federation to work as drivers, as well as to bring national legislation Federation in accordance with the requirements of the 1968 Convention on Road Traffic.

Thus, the above prohibitions apply specifically to foreign drivers and do not affect the rights of other foreign citizens to drive vehicles in Russia. For foreigners - non-drivers according to their positions, there are rules allowing them to drive vehicles on the basis of foreign national or international driving permits1.

Foreign citizens have the right to drive vehicles of Russia on the basis of foreign national or international driving permits. Obtaining Russian national driving licenses is required only for persons of foreign countries whose work activity is directly related to driving, that is, for drivers.

[1] Persons permanently or temporarily residing or temporarily staying on the territory of the Russian Federation are allowed to drive vehicles on the basis of Russian national driving permits, and in the absence thereof, on the basis of foreign national or international driving permits, subject to the restrictions specified in paragraph 13 of this article (Clause 12 of Article 25 of Law No. 196-FL).
Persons who are not citizens of the Russian Federation are allowed to drive vehicles on the territory of the Russian Federation on the basis of an international driver's license, provided it is presented together with a national driver's license (Clause 14 of Article 25 of Law No. 196-FL).
A national driver's license issued in a foreign country that is not a party to the international treaties in the field of road safety in cooperation with the Russian Federation is considered valid for driving on the territory of the Russian Federation on a reciprocal basis, provided that it is presented together with the duly certified translation into Russian, except in cases where all the entries in this driver's license are made and and duplicated letters coinciding in spelling to Russian or the Latin alphabet (paragraph 15 of Article 25 of the Law N 196-FL).

Please accept our cookies to get the best experience of our website. There are some features that may not work without cookies. To find out more about the cookies we use, visit our cookie information page.

Водительские права иностранных граждан

В правовой практике компаний с иностранными работниками возникает вопрос, имеют ли право иностранные граждане управлять служебным автомобилем, имея только иностранное водительское удостоверение.

Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) устанавливает, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:

допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений,подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;

в какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение.

За нарушение указанного требования предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере 50 000 руб. (ст. 12.32.1 КоАП РФ).

С 1 июня 2017 г. вступил в силу пункт 13 статьи 25 указанного закона, согласно которому не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Следует отметить, что ответственность за нарушение данного требования предусмотрена частью 1 статьи 12.7 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от 23.05.2017) -  управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), - административный штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей.

Так, приведенные нормы устанавливают запрет иностранцам, работающим водителями, на управление транспортными средствами без российских национальных водительских удостоверений, первая норма (пункт 2 статьи 20 Закона N 196-ФЗ) –действует в отношении работодателей, вторая (пункт 13 статьи 25 Закона N 196-ФЗ) – в отношении самих иностранных граждан.

При этом, указанные пункты в такой редакции были введены Федеральным законом N 92-ФЗ от 07.05.2013 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в Пояснительной записке к которому указано, что закон принят в целях установления запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации, а также в целях приведения национального законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 года.

Таким образом, приведенные запреты действует именно в отношении водителей-иностранцев и не затрагивают права иных иностранных граждан на управление транспортными средствами России.В отношении иностранцев – не водителей по должности действуют нормы, разрешающие им управлять транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений1.

Иностранные граждане имеют право на управление транспортными средствами России на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. Получение российских национальных водительских удостоверений требуется только для лиц иностранных государств, чья трудовая деятельность непосредственно связана с управлением транспортными средствами, то есть для водителей.


[1] Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи (пункт 12 статьи 25 Закона N 196-ФЗ).

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании международного водительского удостоверения при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением (пункт 14 статьи 25 Закона N 196-ФЗ).

Национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита (пункт 15 статьи 25 Закона N 196-ФЗ).

 

На нашем сайте используются файлы cookie. Они помогают повысить удобство и эффективность сайта для Вас. Продолжая использовать сайт без изменений настроек браузера, Вы даёте согласие на использование файлов cookie.